Учитель Года России - 2017

«Учитель – профессия дальнего действия»
Эссе учителя истории и обществознания
Посаженниковой Елены Валерьевны
Старое пожелтевшее фото… На фото уютный дворик сельской школы; лица десятиклассников застыли в счастливом мгновении майского дня. В центре группы учеников – седовласый мужчина. Это мой дед – Сергей Митрофанович. После войны он работал в школе директором, преподавал историю и географию. Когда он ушел из жизни, я была совсем маленькой. Я не знала тогда, каким он был педагогом, но хорошо помню, как уже после его смерти в дом к бабушке приходили молодые люди – бывшие ученики и с теплотой и почтением рассказывали, как много дед сделал для своих воспитанников и родной школы. Сейчас я понимаю, дед, как сложно тебе было в то тяжелое время увлекать наукой полуголодных, изможденных войной подростков, ежедневно, ежечасно втолковывая им, что разрушенной стране нужны образованные люди. С тех пор прошло немало лет. В живых уже нет не только деда, но и многих его учеников…. А я стала учителем.
«Учитель – профессия дальнего действия». Роберт Рождественский дал очень точную характеристику миссии педагога. В чем же заключается смысл этого «дальнедействия»?
Древнегреческий философ Платон говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, но, если педагог будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Следовательно, учитель несет ответственность за будущее всего народа. К сожалению, после развала Советского Союза в нашей стране сложилась такая система, в которой морально-нравственные ценности ушли на задворки образования. Многолетнее существование этой системы привело к тому, что несколько поколений оказались потерянными для общества и государства.
Но в России XXI века поменялось отношение к школе: в 2010 году был введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт. В стандарте появляется модель выпускника. Этот выпускник – определенный заказ государства школе. Заказ на близкое и далёкое будущее. Как его выполнить? Что нужно делать современному учителю, чтобы воспитать человека, способного жить в современном мире, быть достойным гражданином своей страны?
Удивительно, но ещё в 1948 году, как мне кажется, очень правильно определил задачи современного учителя Антуан де Сент-Экзюпери:
«-Ваш долг не убить человека в маленьких людях, не превратить их в муравьев, обрекая на жизнь муравейника. 
 Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы - пустота, обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити.»
Так как же не превратить маленьких людей в муравьев? Как обогатить процесс обучения, облекая его в волшебные чудные образы и картины? Как научить любить не только сами знания, но и процесс их добывания?
Работая по новым стандартам,я сделала важный вывод: для детей нет ничего приятнее и важнее, чем на уроке совершить открытие. Обожаю видеть глаза моих учеников, озаренные светом такого открытия, каждый день жду этого чуда! И здесь всегда на помощь приходят активные методы обучения: дай ребенку в руки «кусочек истории» и он (конечно, направляемый осторожной рукой учителя) расскажет об этом «кусочке» все! Поставь перед ним интересную задачу, и он с радостью решит её! И еще какое-то время будет жить этой радостью: размышлять, переживать и ждать нового урока, как встречи с чудом!
Воспитывая творческого ученика, способного решать трудные задачи, нельзя забывать еще об одном: маленький человек ждет от учителя уважения и признания даже самых малых достоинств его. Пренебрежение, высокомерие, несправедливость ранят ребенка сильнее всего на свете. Однажды, когда ещё я была молодым начинающим педагогом и входила в класс, по выражению Р.Рождественского, «как в клетку», на одном из уроков обществознания меня очень разозлила и вывела из себя наглая выходка старшеклассников. Не разбираясь особенно в том, кто виноват, я выгнала из класса нескольких мальчиков, выкрикнув вслед что-то очень обидное. Оставшиеся в классе дети уверяли, что один из юношей был совершенно не виновен. Но тогда это для меня не имело никакого значения. Я была зла! Обижена! А когда на следующее утро пришла в класс, на доске «красовалась» надпись огромными буквами «Вы – самый несправедливый учитель в мире!» Это был урок на всю жизнь. Теперь-то я понимаю, что секрет успешной педагогической деятельности лежит в уважении к воспитаннику. Только уважая маленького человека, принимая его всерьез, оберегая его человеческое достоинство, педагог может стать другом ребенку, провести его по тропинке школьной жизни и отправить во взрослый мир.
  Школе сегодня трудно противостоять тому потоку отрицательной информации, которую обрушивают на ребенка телевидение, радио, пресса, социальные сети. Это культ денег и глянцевой жизни, низкопробные фильмы и шоу, имеющие откровенно «чернушный» характер. Надо помнить, что у ребенка еще несформированы системы оценок, позволяющие отбирать и правильно анализировать информацию, которую он получает отовсюду. И здесь опять хочется подчеркнуть значимость деятельности учителя: на нем лежит ответственность за формирование системы ценностей с самого раннего возраста. Я стараюсь воспитать в своих учениках любовь к науке, к знаниям настоящим, имеющим вечную, а не сиюминутную ценность. В этом мне часто помогают различные интеллектуальные игры, викторины, реалити-квесты, которые мы вместе со школьниками проводим и на уроках, и во внеурочное время. Хочу, чтобы девиз «Быть умным - модно!» стал жизненным девизом моих учеников.
Я горда, что выбрала когда-то профессию учителя истории, потому что именно ему принадлежит особая миссия в образовании. Как важно сегодня, когда стране необходимо единение и обращение к национальным ценностям, рассказать детям о величии Родины, о славных сынах Отечества, о непростой, но героической судьбе российского народа. И какая учебная дисциплина справится с этой задачей лучше? История – это память народная, это корни, соединяющие нас с предыдущими поколениями, дающие неимоверную силу для преодоления трудностей, защиту и гордость. Современный педагог Алексей Константинович Бруднов сказал однажды: «Будущее России в наших детях. И что мы нашим детям сегодня передадим, что заложим в них, такой Россия и будет завтра». Трудно с этим не согласиться, ведь роль педагога в современном мире значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодёжь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Поэтому с уверенностью можно сказать, что педагог строит будущее государства, создает его судьбу.

Старое пожелтевшее фото… Теплая улыбка деда…Дорогой Сергей Митрофанович! Я знаю, что наша с тобой профессия одна из самых трудных, но она поистине «профессия дальнего действия, главная на земле».



 








 



 

 

 

 

 

 








1 комментарий: